Социализация – процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, установок, норм, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Сферы социализации – деятельность, общение, самосознание.
Формирование навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентировки, привитие трудовых навыков, нацеливание на выбор и получение профессии – основа социально-трудовой адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребёнка, работа направлена не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Одна из важнейших задач по социализации – это профориентационная работа.
Цель профориентационной работы не определить, кем быть выпускнику в будущем, а лишь подвести к взвешенному самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать у выпускников психологическую готовность к профессиональному самоопределению.
Профориентация направлена на решение следующих задач:
В практику работы нашей школы, на протяжении многих лет, вошла деятельность по профессиональной ориентации обучающихся.
Профессиональная ориентация подростков с ограниченными возможностями здоровья — система социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на облегчение выбора профессии с учетом потребностей социума в рабочих кадрах, возможностей, интересов и склонностей личности.
Как один из приемлемых вариантов структуры профориентации в школе принята следующая совокупность компонентов:
1 Профессиональное просвещение обучающихся.
Ознакомление обучающихся с разными видами труда в нашем обществе, с условиями и особенностями профессий, воспитание у них уважения к умственному и физическому труду, к разным профессиям.
2 Теоретическая и практическая подготовка обучающихся к трудовой деятельности.
Дифференциация интересов и обработка практических умений и навыков осуществляется в школе посредством всей системы трудового обучения и трудового воспитания обучающихся (общественно-полезный производительный труд, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная и другие виды деятельности).
3 Изучение обучающихся в целях профориентации.
Результаты длительного медико-психолого-педагогического изучения обучающихся в процессе их обучения и воспитания и комплексные характеристики, составленные воспитателями и учителями-предметниками направлены на развитие и укрепление склонностей и способностей.
4 Профессиональная консультация.
Помощь в форме совета обучающимся, в их самоориентации, в выборе профессии с учетом интересов и склонностей, физиологических возможностей.
5 Профессиональный отбор (подбор).
Профотбор производится в период распределения старшеклассников школы по профилям производственной подготовки (в школьных мастерских, на производстве) и при поступлении в профтехучилища.
6 Профконсультационный отбор. Контроль над реальным трудоустройством.
Эта работа необходима для накопления опыта и избежание ошибок при проведении профессиональной консультации.
7 Профессиональная адаптация.
Предполагает приспособление обучающихся в школах по профилю трудового обучения и в профтехучилищах — к условиям их профессионального труда, к производству в целом, к особенностям конкретной специальности. Профессиональная адаптация осуществляется в единстве с социальной адаптацией.
Разумеется, последовательность профориентационной работы не линейна расположению предложенных компонентов.
Более сложным является аспект работы по профориентации, связанный с формированием профессиональных интересов, которые подчас не согласуются с трудовыми возможностями. Выбор профессии для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, их подготовка к трудовой деятельности являются вопросами серьезными и трудными.
Работа по профориентации в условиях специальной школы своеобразна в силу особенностей умственного и физического развития обучающихся. Именно эти особенности не позволяют ставить вопрос о свободном выборе профессии самим воспитанником, как это делается в массовой школе. Формирование профессионального самоопределения является долговременным процессом, поэтому направленную работу следует начинать одновременно с началом трудового обучения, не ограничиваясь только формированием умений и навыков. Только тогда воспитанник специальной школы, опираясь на помощь взрослого, сможет выбрать для себя профессию, отвечающую его интересам и адекватную его возможностям.
Профориентация обучающихся осуществляется в различных видах деятельности:
С учетом возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей каждого воспитанника, способствующей накоплению его социально-профессионального опыта.
Работу по профориентации ведут классный руководитель, воспитатели и учителя професиионально-трудового обучения в тесном контакте со школьным врачом и психологом. Работа школьного психолога по формированию жизненных планов и профессиональных намерений, обучающихся 9-11 классов основывается на данных психологической диагностики и реализуется в ходе психологических занятий и тренингов. Учителя трудового обучения добиваются положительных результатов в формировании профессиональных умений. Они изучают и применяют техники коррекционного воздействия по формированию жизненных планов и профессиональных намерений обучающихся, используют их на уроках.
Организационные формы профориентации обучающихся многообразны: классные часы, праздники, вечера, встречи, беседы, экскурсии, выставки, игры, оформление стендов, уголка профориентации. Хорошее средство воспитания обучающихся — конкурсы профессионального мастерства. Они проводятся между обучающимися учебно-трудовых групп одного профиля. Назначений конкурсов заключается не столько в выявлении у обучающихся знаний, умений и навыков, и в выборе лучших из них, сколько в в воспитательном воздействии.
В систему профориентационной деятельности специальной школы входит также работа с родителями по подготовке обучающихся к правильному выбору профессии. Но, из-за отрицательного отношения родителей (в основном из неблагополучных семей), данная работа не охватывает родителей всех обучающихся.
Хорошие результаты по вопросам формирования профессиональной направленности, социального развития, социальной адаптации дает совместная работа школы и профессионального училища. Учителя школы знакомятся с требованиями, предъявляемыми к индивиду различными профессиями, с характеристикой особенностей и условиями труда по той или иной профессии, с перспективами профессионального развития личности.